Цицерон
Основная цель организации логопедического пункта в школе: коррекция и развитие устной и письменной речи младших школьников.
Задачи:
- коррекция недостатков устной и письменной речи, а так же коррекция предпосылок возможного посявления специфических ошибок;
- консультационная работа с родителями и педагогами.
Формы работы логопункта:
- индивидуальные занятия;
- подгрупповые занятия;
- групповые занятия.
Логопедическая помощь направлена на:
- развитие фонематического восприятия;
- развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики;
- коррекцию дыхательного и артикуляционного аппарата;
- постановка и автоматизация страдающих звуков речи;
- дифференциация смешиваемых звуков;
- практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка, совершенствование связной речи.
Виды коррекционной работы:
- коррекция неправильно произносимых звуков (коррекция нарушенного дыхательного и артикуляционного аппарата, постановка и автоматизация звуков);
- коррекция нарушений письма и чтения (обучение звуко-буквенному и слоговому анализу, работа над дифференциацией смешиваемых звуков, формированию лексических и грамматических средств языка).
Логопедическую работу в начальных классах условно можно разделить на 3 этапа:
1этап-диагностический (1-15 сентября).
Задачи этапа:
- определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников;
- планирование соответствующей коррекционной работы.
В первые две недели сентября логопед проводит полное обследование состояния речи первоклассников, и знакомит учителя с результатами. Логопед знакомит с учебной программой и стпндартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителем, его метоами и приёмами. Затем логопед приступает к планированию коррекционной работы. При этом обязательно учитываются програмные требования по русскому языку, чтению и другим предметам,последовательностьи время изучения тех или иных тем. Иначе говоря, логопед стремится, чтобы его работа имела преемственные связи с программой в данном классе.
2 этап-коррекционный (15 сентября-15 мая)
Задачи этапа:
- устранение речевых нарушений;
- развитие устной и письменной речи до уровня, на котором мог бы успешно обучаться в школе.
Длительность данного этапа для каждого ребёнка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции. Так, при нарушениях звукопроизношения (дислалии) коррекция может продолжаться в среднем от 2-х до 6-ти месяцев, а при ОНР-до 2-х лет. В это время взаимосвязь логопеда и учителя становится всё более тесной. Логопед переодически информирует учителя о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, и одновременно получет информацию об их успеваемости(в течение учебного года).
На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстовили заучивании стихов он напоминает ребёнку, какие звуки нужно произносить правильно. Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребёнку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. На уроках русского языка учительвключает упражнения по развитию фонематического восприятия. Учитель, как и логопед, тоже учит различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; учит соотносить звуки и буквы; производить звуко-буквенный анализ.Чтобы етям было интересно-все эти упражнения можно проводить в виде дидактических игр. Некоторые из таких игр логопед может предложить учителю применять на своих уроках. Программа обучения в начальных классах насыщена, её усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии затруднено. Поэтому логопед не даёт заданий сверх программного материала, не перегружаетпервоклассников дополнительной информацией. Например, при автоматизации звука [р] на учебном материале по русскому языку логопед предлагает детям такие задания: прочитатать словарные слова с буквой р; прочитать и записать названия птиц (сорока, ворона, воробей); составить предложения с этими словами и т.д. Логопед и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:
- учёт структуры нарушения и подборсоответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках;
- учёт возрастных особенностей детей;
- предъявление програмных требований с учащимся с учётом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
- осущетствление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
- закрепление знаний и навыков, приобретённых как на логопедических занятиях, так и на уроках;
- придание обучению воспитывающего характера;
- всесторонее развитие личности учащегося.
Подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвонению учебного материала данными детьми. А выработать такое единство помогают взаимопосещения урокови логопедических занятий.
3 этап-оценочный
Задачи этапа:
- подведение итогов;
- проведение анализа коррекционной и учебно-воспитательной работы;
- определение перспективы дальнейшей деятельности.
Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения.
Поделиться с друзьями: